(16 февраля 2017) Выставка картин, лучшего пейзажиста первой половины ХХ века, чье 145-летие со дня рождения отмечается в нынешнем году, открывается в Национальном художественном музее Беларуси.
Будучи чистым пейзажистом, Витольд Каэтанович, оказавшись в условиях, требовавших от художников идеологически наполнить «пустынные пейзажи» признаками новой советской жизни, становится основоположником мемориального пейзажа.
Этот новый для советской живописи жанр изображал места, где жили и работали знаменитые люди. Впервые художник обращается к этому жанру в 1924 году, когда едет писать Горки Ленинские. Позже, в 1930-1940 годах, появятся циклы пейзажей, посвященные ленинским, пушкинским, сталинским и чайковским местам. Невероятно утонченные, эстетские работы сохраняют все особенности стиля уже давно сложившегося мастера. Легкие, полупрозрачные, глубоко лиричные работы приобретают «правильные» названия («Горки Ленинские», «Любимая аллея Ильича», «Пушкинские места») и легализируются в новой действительности. Но, не зная названий, невозможно будет отличить по духу зимнюю заснеженную террасу дачи художника, написанную для души, от террасы в Горках Ленинских.
На этой выставке к мемориальному блоку присоединились пейзажи «Чайки» и ее окрестностей. «Чайка» — дача художника на озере Удомля (север Тверской области), где он проводил много времени и написал невероятное количество работ. Сегодня пейзажи «Чайки» также стали мемориальными пейзажами, только связанными с жизнью самого художника. Это места, где он писал этюды, охотился, отдыхал, принимал гостей, это виды из его окон, с его террасы.
Коллекция произведений Бялыницкого-Бирули целенаправленно собиралась на протяжении многих лет. В основном они закупались из мастерской художника, у его жены Елены Алексеевны, у частных коллекционеров. Сегодня музей владеет самой большой в мире коллекцией произведений Бялыницкого-Бирули, представляющей все периоды творчества: более 460 этюдов и законченных картин. На этой юбилейной выставке показаны работы, мало экспонировавшиеся или не экспонировавшиеся вовсе.