Дрибинщина — богатый на народные промыслы край, который славится многими ремеслами. Среди визитных карточек района — шаповальство и лаптеплетение. Их удалось возродить и сохранить благодаря неравнодушию местных мастеров. Люди годами собирали у старожилов воспоминания и перенимали умения, чтобы передать следующим поколениям этот бесценный опыт. Сегодня дрибинские валенки и лапти внесены в список нематериальных историко-культурных ценностей страны и известны далеко за пределами Могилевской области.
Младшие школьники, конечно же, лыко самостоятельно не вяжут — нет такой силы в детских руках. Азы старинного ремесла им показывают на соломке или крафт-бумаге. Удивительно, но интерес к этому виду народного творчества у молодого поколения не снижается — приходят одни дети, приводят своих сверстников, затем поколения сменяются. Мастера говорят, что когда на больших мероприятиях сидят коровчинские мальчики и девочки в национальных рубахах и дают мастер-класс по плетению лаптей, это всегда обращает внимание. Подивиться, как лыко превращается в старинную обувку, подходят и взрослые, и дети.
Дрибинские лапти очень узнаваемы и даже имеют собственное название — «зрячие», так как между плотным основанием подошвы и курцами (специальными лыковыми петельками, через которые продевается обора), остаются свободные окошки — «глазки». Оказывается, есть не один способ создания лаптей: помимо прямого плетения, как в Коровчино, есть еще косое, которое можно было встретить на Смоленщине. Российские модели плелись с закрытыми носком и пяточкой, а местные — с открытыми, поэтому и вязались намного быстрее. Для того чтобы лапти были потолще и дольше носились, можно было делать так называемый подплет на подошву. И еще интересный момент: оставишь длинные курцы — будут лапти высокие, маленькие — низкие. Чем-то особенным лапти не украшались, единственное, могли плестись более аккуратно и искусно. Такие ровненькие лапоточки называли праздничными и одевали только по особому случаю.
Сплести одну пару лаптей можно за один день, а вот сносить — за 2-3 дня, особенно если предстояла дальняя дорога — например, в город на ярмарку. Поэтому даже к такой простой обуви наши предки относились бережно и чаще всего ходили босиком — жалели не свои ноги, а именно лапти. Шли в гости или на торжки — лапти несли на плече и надевали уже по приходу. Отдельная история — деревенские танцы, на которые можно было пойти в лаптях, а прийти домой только в одних оборах. Все-таки эта обувка не выдерживала такой большой нагрузки. Ходили в лаптях и зимой, а чтобы было теплее, подстилали под стопу соломку или укладывали овчину.
Лыко наши предки традиционно заготавливали в июне, когда начинается сокодвижение. Возрастные деревья для этого не подойдут — нужны именно молодые побеги. Пригодность палочки, с которой потом снимут кору, определяли на глаз. В идеале она должна была быть размером с «цапок» — тросточку, на которую опираются старики при ходьбе. Тонкую кору разрезали ножом вдоль основания, снимали, скручивали в моток и сушили. Когда нужно было сплести лапти, заготовленный материал распаривали в кипятке, затем снимали кору и линовали — разрезали на ленточки. Если лапти нужны побольше — полоски режут пошире, на детскую ножку — поуже. Получается, что размер лаптя зависит именно от ширины исходного материала.
«Мы сохраняем мастерство лаптеплетения для того, чтобы люди помнили свои корни, культуру и традиции. Это наша история, которую надо знать, чтобы понимать ценность и комфорт современной жизни, где все делается для человека. Когда дети видят те же лапти и узнают, как их сложно делать и носить, начинают больше ценить то, что сегодня имеют. Ведь раньше вся жизнь простого человека представляла собой тяжелый труд. Мой отец, который в детстве еще ходил в лаптях, будучи взрослым, всегда говорил: вы счастливые люди, потому что живете в такое хорошее время, когда у вас все есть» — подчеркнула мастерица.
Подробнее читать на сайте БЕЛТА