(26 февраля 2019) Выставка «Два мира русской иконописи. Памятники XVII века из собрания Музея русской иконы» откроется 22 марта в Национальном художественном музее.
На выставке будет представлено 39 работ, которые целиком относятся к XVII веку. Иконопись этого времени завершает многовековую историю развития древнерусского искусства и стоит в преддверии реалистической живописи Нового времени.
«Именно в этот период возрастает интерес иконописцев к личности человека и к окружающему миру. С середины столетия усиливается влияние европейской художественной культуры, что приводит к существенному расширению круга сюжетов и усложнению иконографии», — рассказала заведующая отделом древнебелорусского искусства музея Елена Карпенко.
Проводником новых идей выступает иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля, в которой концентрируются лучшие изографы и даже работают иноземцы.
Разнообразие русской живописи этого времени можно проследить по широкому кругу памятников, принадлежащих Музею русской иконы. Творчество столичных изографов демонстрирует целый ряд произведений, исполненных как в начале царствования династии Романовых и отличающихся традиционностью приемов, так и созданных в совершенно новом духе Оружейной палаты во второй половине — конце XVII века.
Значительное число памятников музея относится к искусству ведущих иконописных центров Поволжья. Особого внимания заслуживают работы ярославских мастеров, выделяющиеся изысканностью орнаментов, изощренной графикой и декоративностью письма. Разные художественные направления охватывают широкий круг икон, связанных с искусством Твери, Ростова, Пскова, Рязани, в XVII веке не утративших значения законодателей иконографических и стилистических новшеств.
Большой интерес представляют произведения, написанные в различных иконописных центрах обширных земель Русского Севера: Вологды, Архангельска, Каргополя, Поважья.
Выставка «Два мира русской иконописи. Памятники XVII века из собрания Музея русской иконы» будет работать в Национальном художественном музее по 21 июня.