(14 декабря 2016) Стали известны результаты конкурса молодых литераторов Союзного государства «Мост дружбы».
Корреспондент портала www.soyuz.by побеседовал с членом жюри конкурса, профессором, ведущим научным сотрудником Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН Александром Мироновичем Ушаковым о работах молодых авторов, новых веяниях в литературе и ее значении для современного общества.
– Александр Миронович, Вы уже не первый год являетесь членом жюри конкурса. Если сравнивать работы участников первого и нынешнего конкурсов, какие изменения стоит отметить?
– Трудно ответить однозначно, так как и в прошлых конкурсах, и в этом участвовало немало даровитых людей, которым удалось написать интересные произведения и тем самым обратить на себя внимание.
На мой взгляд, в этом году стало больше работ, которые раскрывают тему дружбы наших государств. Причем, авторы делают это не традиционным способом, рассказывая о близком менталитете и славянстве, а говорят о возникновении в современных условиях некоторых противоречий, вопреки которым единство продолжает существовать. Я обратил на это внимание и даже порадовался тому, что молодые люди не трафаретно подходят к ситуации, а оценивают ее на разных уровнях. Например, на уровне взаимного интереса.
В конкурсных работах я прочитал замечательный рассказ «Минск – Санкт-Петербург» о том, как молодая белоруска отправилась в Питер. Она вроде бы смотрит на этот город как туристка, но все время сравнивает его со своей землей, архитектурными раритетами, природными богатствами, которые есть на территории Беларуси. Очень важно, что тема соединения продолжает существовать. Интересно, что подобные вещи затрагивают в своих произведениях и некоторые молодые авторы из России. В результате получается, что существует интерес к взаимному изучению России и Беларуси. Это новый мотив.
Отмечу, что в этом году появились произведения, которые затрагивают жизнь Италии, Франции. Они написаны на высоком уровне.
В то же время произведениях конкурсантов на этот раз больше фантазии, творческого поиска, творческих и художественных исканий – это заметно.
– Если попробовать нарисовать портрет молодого автора, каким он будет?
– Во-первых, возраст – между 27 и 28 годами. Есть, конечно, и такие, кто еще учится в школе или только пришел в вуз. Они не думали раньше о литературе, но жизнь сложилась так, что появилась потребность писать.
Не все авторы учатся в гуманитарных вузах. Есть среди конкурсантов и студенты технических вузов, у которых просто появилось желание проявить себя и в литературном процессе.
Как они пишут? По-разному. Некоторые пишут хорошо, но не хватает литературного мастерства, когда работает буквально каждое слово. Например, многие не могут найти концовку. Иногда вместо хорошей концовки получается что-то вроде скорописи или даже банальность, в то время как концовка – это окончательный выстрел. Это приходит с годами, с изучением жизни. Дело в том, что литературное, писательское творчество – это наполовину сама литература, другая половина – изучение жизни.
– Современную литературу нельзя назвать такой же, как сотню лет назад: меняется ее роль, как и сами авторы. На Ваш взгляд, в чем заключается роль литературы в нынешнем обществе?
– В современном мире резко повысилось значение малого менталитета и малого сознания – это касается отдельных стран, отдельных национальных образований и отдельного человека. Такого самосознания раньше не было. Если политики не поймут, что не интриги между великими странами определяют многое в политической жизни мира, а то, о чем я говорю, тогда они не поймут ровным счетом ничего. В этом все дело.
Другой фактор – телевидение, которое перехватило инициативу. Не надо читать, когда можно включить и увидеть то, что хотели бы прочесть. Конечно, некоторые исследователи утверждают, что телевидение уничтожит печатное слово. Думаю, это не так.
Значение литературы огромное, потому что благодаря слову с нами происходит нечто такое, что не происходит никаким другим путем. Роль печатного слова – огромна. Литература необязательно должна быть посвящена чему-то одному, писать можно о чем угодно. Однако, ни с чем не сравнить момент, когда человек видит написанное слово, где каждая буква что-то значит и несет какой-то смысл.
Что касается литературы, дело в том, что в условиях некого раскрепощения малых стран и личностей, литература стала более свободной. Вспомните Советский Союз, где существовали социальные задачи, и многие темы оказывались за пределами литературы.
Отсутствие социальной потребности в литературе привело к перекосам. Наши классики выбирали простые темы, с помощью которых глубоко изображали человека и его переживания. Теперь многие авторы ищут модные темы, модного поворота, скабрезности какой-то. Мы не должны выпускать из виду незыблемые традиции, которые существовали и всегда будут существовать.
Надо понимать, что в современном литературном процессе очень много эксперимента, уводящего литературу с пути духовных ценностей, нравственной ответственности, который был характерен для литературного процесса прошлых лет. Будем надеется, что внутри самой литературы найдутся силы, которые будут пробуждать интерес не только к экспериментам, но и к традиционным способам раскрытия человека и человеческой жизни.