Знать истоки своей истории, культуры, изучать наследие предков, чтобы, не нарушая аутентичности, суметь приблизить старину к современности и сделать ее интересной для подрастающего поколения, способного ценить красоту, — такую глобальную задачу ставят перед собой мастера Бешенковичского дома ремесел. Здесь занимаются ткачеством, соломоплетением, гончарным ремеслом, росписью по стеклу, вышивкой, а также восстанавливают народный костюм с местными особенностями. За что бы ни брались здешние умельцы, они во всем стараются увидеть перспективы для развития, символически смысл и понять, какой генетический код заставляет даже маленьких жителей Бешенковичского района тянуться к своему — исконно белорусскому.
Молодой мастер Оксана Лейченко занимается ткачеством и обучает этому древнему ремеслу школьников из райцентра. Под ее руководством ученики осваивают также искусство создания тканых поясов, но упор руководитель кружка делает на работе за ткацким станком.
Узоры, фактура, цветовая гамма — все можно было повторить, и любительница старины глубокой принялись за дело. В итоге появился отличный выставочный экспонат — белый рушник со сдержанным красным узором.
Такой скромный характер был типичен для всего тканого и шитого хозяйками Бешенковичского района — белые рушники, рубахи, которые по краю или вороту «аздабляліся» вышивкой. Кстати, на бешенковичском рушнике орнамент не вышивали, а вплетали цветную нить в однотонную основу, когда ткали само полотно. Это техника браного ткачества. Говоря современным языком, брали — и делали, получая изумительный результат.
«Самое сложное в изготовлении подобных экземпляров — следить за точностью узора, выверять все фактически до миллиметра. Заметить ошибку ты заметишь, но уже через пару сантиметров. В этом случае приходится все распускать и возвращаться обратно. Такая работа очень кропотливая, на создание одного рушника у меня ушло несколько месяцев», — поделилась Оксана Лейченко.
Точно такого же принципа придерживается и руководитель народного клуба мастеров народных ремесел Елена Погорельская в соломоплетении. Работать с этим природным материалом непросто и детям, и мастерам. Для руководителя клуба любимыми изделиями из растительного золота за пять лет общения с ним стали декоративные тарелки и шкатулки с аппликациями — тоже не совсем традиционное использование соломки. В итоге на ее изделиях расцветают невиданные цветы и восседают райские птицы.
Что касается детей, осваивающих соломоплетение, то юным кружковцам труднее всего даются крученые элементы — объемные «трубочки», которые могут быть частями цветков, животных, а также плетеные колокольчики.
Из соломки дети и взрослые любят делать пауков — воздушные конструкции из обрезанных на определенную длину соломинок, скрепленных продетой сквозь них ниткой.
Соломку мастера заготавливают сами в поле, вооружившись серпами. Совсем как бешенковичские умницы и красавицы 100-150 лет назад, разве что специалисты дома ремесел «на жатве» песни не поют.
Также в Бешенковичах занимались росписью по стеклу, применяя всевозможные подручные материалы: например, сами варили лак для покрытия поверх готового изображения, и использовали даже типографскую гуашь. Типичной для местных изделий был симметричный зеркальный рисунок на черном фоне.
Подробнее на БЕЛТА