(9 апреля 2015)В 2006 году был принят указ президента, регламентирующий деятельность в сфере агротуризма в Беларуси.
Тогда в стране было всего 34 усадьбы, сейчас их более двух тысяч. Однако эксперты настаивают, что потенциал отдыха в деревне раскрыт еще не полностью.
Директор департамента по туризму Министерств спорта и туризма Вадим Кармазин считает, что слагаемые успеха агротуризма в Беларуси — это прогрессивные законы, активность общественных организаций, кредиты «Белагропромбанка» и международная техническая помощь.
Процесс регистрации бизнеса сведен до минимума — заявление в налоговый орган, сбор — одна базовая величина (на сегодня — 180 тысяч рублей). Ставка по кредиту — 5%. Заниматься агротуризмом позволили сельхозорганизациям, и не только в деревне, но и в малых городах (до 20 тысяч населения).
Однако сдавать туристам можно не более 10 комнат. А членов семьи, которые помогают принимать гостей, вскоре могут принять за тунеядцев, если хозяин не заключит с ними договор.
За девять лет действия указа владельцы агроусадеб создали более 6 тысяч рабочих мест. В 97% используются личные дома сельских жителей, однако в Минспорта рассчитывают, что со временем в Беларуси появится больше исторических деревень и сельских парков.
Если в первые годы владельцы агроусадеб предоставляли туристам ночлег и завтрак, то сейчас большинство старается также предложить экскурсии, активный отдых, развлечения. Определено четыре основных направления — изучение природы, спорт, национальная кухня, традиционная культура.
По мнению зарубежных экспертов, агроэкотуризм — то, что может стать особенностью Беларуси. И то, что страна пока неизвестна за рубежом, можно использовать как дополнительный бонус — путешествие в неизведанный край. В Европе таких мест осталось немного.
Представитель Всемирной туристической организации Кристофер Имбсен на конференции в Минске отметил, что экотуризм — одно из самых прогрессивных направлений, которое с каждым годом набирает обороты.
Каждый третий турист при выборе тура обращает внимание на экологичность. Результаты последней турвыставки в Берлине показывают, что путешественники все чаще ищут индивидуальные и аутентичные туры и готовы платить за это больше, чем за стандартные путевки по принципу «всё включено».
Ежегодно экотуризм на рынке туруслуг прирастает на 20-34%, наибольший рост зафиксирован в Центральной и Восточной Европе.
В соседней Польше зарегистрировано 2300 объектов агроэкотуризма, в прошлом году было зафиксировано 2 млн. ночевок. 90% — внутренние туристы. Заграничные путешественники чаще всего приезжают понаблюдать за птицами и проехаться на велосипедах. Один из самых известных веломаршрутов — «Подляшский путь аиста», который растянут на 412 км и проходит через четыре национальных парка.
Член правления польского «Фонда партнерства» Доминика Заремба отмечает, что рынок экотуризма растет в три раза быстрее по сравнению с глобальной индустрией туризма.
Для сравнения, рынок пляжного туризма находится на одном и том же уровне и не проявляет тенденции роста. Это значит, что аргумент «в Беларуси нет моря, а значит, нет и туризма» вскоре может стать неактуальным.
«В течение 25 лет мы станем свидетелями настоящего бума экологического туризма, — отмечает эксперт. — 71% пользователей сервиса Trip Advisor сообщили, что собираются делать выбор в пользу экологически благоприятного туризма в течение следующих 12 месяцев».
Агроэкотуризм — находка и спасение для умирающей белорусской деревни. Во-первых, это создание новых рабочих мест. Во-вторых, сохранение природы и культурных традиций. В-третьих, туристы, которые отдают предпочтение зеленым маршрутам, выбирают местную кухню и покупают продукцию местных производителей. И, наконец, это востребованный турпродукт.
Однако и здесь потребуются вложения и уступки со стороны государства.
Самый важный вопрос — визовая либерализация. Европейскому туристу проще остановиться в соседних Польше или Литве, чтобы не переплачивать лишние деньги за визу. Кроме того, Кристофер Имбсен советует четко определить целевые рынки. Далее — откорректировать стоимость: туриста нужно убедить в разумности цен, а также сообщить, на что идут деньги. Тогда, по мнению эксперта, путешественники будут активнее оставлять деньги за отдых в Беларуси.