(31 марта 2015) Cовместными усилиями основатели выработали художественно-эстетическую концепцию театра, которой коллектив остается верен и по сей день.
Концепция заключается в том, что посредством театрального искусства актеры и зрители пытаются исследовать запретные личностные, социальные и политические аспекты. Однако после событий 19 декабря 2010 года в Минске Халезин и Коляда были вынуждены переехать из Беларуси в Великобританию. После этого Белорусский свободный театр был зарегистрирован в Лондоне.
По словам Халезина, Белорусский свободный театр работает «на стыке видов искусств» и не может «замыкаться лишь на театральной сфере», поэтому коллектив отслеживает не только театральный контекст Беларуси, но и все, что касается музыки, литературы, изобразительного искусства. «Только за последний год мы расширили наше сотрудничество в музыкальной сфере с композитором Игнатом Соколом, писателем Альгердом Бахаревичем, дизайнером Василием Андреевым, и это в дополнение к десяткам самых разных белорусских творческих личностей, с которыми мы работаем давно», — отметил он.
Как подчеркнул основатель театра, коллектив БСТ внимательно следит за тем, что происходит в белорусских театрах, независимо от их принадлежности к государственным структурам: «Пожалуй, мы больше других заинтересованы, чтобы в этой сфере появилось что-то незаурядное, новое — то, что мы могли бы широко представить в мировом контексте». Однако процесс развития театрального искусства в Беларуси пока тормозится проблемой образования, застывшей в форме, которая «сложилась в послевоенный период». Эта система, по его словам, не отвечает мировым тенденциям современного театра и опаздывает «в подготовке режиссеров и актеров на десятилетия».
«Независимые театральные группы чуть подвижнее, и потому поярче, поинтереснее государственных, что дает надежду на изменения к лучшему в белорусской театральной сфере», — добавил он.
Коллектив Белорусского свободного театра в середине мая проведет пресс-конференцию, на которой объявит о «глобальных планах, касающихся как ближайших мероприятий, так и стратегических перспектив театра».
В ближайших планах БСТ — проведение VIII биеннале современной драматургии «Свободный театр», который стартует в середине апреля. Финал этого конкурса пройдет осенью одновременно в Минске, Киеве, Москве и Лондоне. «Нашими партнерами выступят три театра — Национальный театр Украины имени Ивана Франко, московский «Театр.Doc» и лондонский театр Young Vic. Во всех четырех городах одновременно будут презентоваться пьесы на разных языках. И это еще одна новинка конкурса — на него теперь принимаются пьесы на белорусском, русском и украинском языках», — сказал Халезин.
Отвечая на вопрос, рассматривает ли Белорусский свободный театр возможность возвращения в Беларусь в период вероятной либерализации перед президентскими выборами в 2015 году, Халезин сказал, что«подобные «либерализации», как правило, «заканчиваются новыми массовыми арестами». «Мы прожили при диктатуре больше 20 лет… научились не загадывать, а жить сегодняшним днем. Поэтому мы просто продолжаем делать то, что делаем все последние годы — работаем, не загадывая наперед, тогда можно будет ощутить радость от сделанного, а не разочаровываться от внезапных «похолоданий», — подытожил основатель театра.
С момента основания Белорусский свободный театр неоднократно получал различные театральные и правозащитные награды. Так, в 2007 году коллектив театра получил премию Французской Республики в области защиты прав человека, в 2008-м — британское издание Guardian и американская газета New York Times назвали его главным театральным событием года. В 2011 году театр стал лауреатом премии неправительственной организации «Атлантический совет» (США), а также завоевал приз на крупнейшем в мире театральном фестивале The Fringe в Эдинбурге (Шотландия). В том же году театр был номинирован на американскую театральную премию Drama Desk Award, а также стал лауреатом американской премии «Небродвейского театрального искусства». В 2013 году Белорусскому свободному театру присудили приз Impatto Totale итальянских артистов — участников эдинбургского фестиваля The Fringe.
В репертуарной копилке театра множество постановок, однако в настоящее время труппа показывает четырнадцать спектаклей, среди которых «Вечеринка солидарности», «Принц денег», «Красный лес», «С Рождеством, мисс Мидоус», «Цифровой театр», «Адская кухня», «Быть Гарольдом Пинтером», «Поколение Джинс», «Территория тишины», «Постигая любовь», «Цветы для Пины Бауш», «Минск-2011: Ответ Кэтти Экер», «Эпическое состязание Европы» и «Король Лир».