(15 марта 2021) Белорусская анимация выросла в культурный феномен.
Такое мнение высказала сегодня заведующая отделом экранных искусств филиала «Институт искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы «Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН, кандидат искусствоведения, доцент Антонина Карпилова во время творческой встречи, посвященной 50-летию белорусской анимации, передает корреспондент БЕЛТА.
«В апреле мы сдадим фильм о Минском гетто «263 ночи» режиссера Ирины Тарасовой. Кроме того, работаем над четырьмя проектами, каждый из которых по-своему интересен. Так, летом будет готова «Прелюдия и фуга» Игоря Волчека. Хороший легкий обучающий мультфильм «Про Диди» Ирины Тарасовой для детей дошкольного возраста сдадим этой осенью. В 2022 году будет представлена лента о гномиках «Где качались тихо ели» Елены Петкевич. Полнометражный фильм «Песня Сирин» Елены Туровой — это долгоиграющий проект, работу над которым планируется завершить к 2024 году. Здесь мы впервые затрагиваем такую тему, как мифология славянских государств. Думаю, это будет интересно не только в Беларуси, но и в России, Украине, Польше, Чехии. Он будет выполнен в смешанной технике: сочетание 2D и 3D», — рассказал Игорь Галиновский.
Выступая с приветственным словом, генеральный директор Национальной киностудии «Беларусьфильм» Владимир Карачевский напомнил, что до пандемии на киностудии регулярно организовывались встречи киноклуба, где была возможность общаться с людьми, имеющими непосредственное отношение к истории белорусского кино: операторами, режиссерами, сценаристами, искусствоведами. «Спустя год мы возвращаемся к этому формату. Цикл киноклубов было решено открыть именно с белорусской анимации, которая в этом году отмечает 50-летний юбилей», — сказал он.
По его словам, в настоящее время киностудия выпустила свыше 250 анимационных картин в разной технике исполнения: кукольные, рисованные, перекладочные, сыпучие (песочные), пластилиновые, комбинированные. «В нашей копилке есть полнометражные ленты, детские сериалы. Работы белорусских аниматоров постоянно участвуют в международных кинофестивалях, где становятся обладателями престижных наград. Эти фильмы не только развлекают, но и обучают, воспитывают, рассказывают о белорусской истории. Палитра обширная, но лучше один раз посмотреть, чем рассказывать», — добавил Владимир Карачевский.
В свою очередь начальник управления по кинематографии Министерства культуры Алексей Безуглый отметил, что в непростое для «Беларусьфильма» время — в пандемию — было сделало все возможное для сохранения жизнеспособности предприятия. «Сегодня можно говорить о том, что Рубикон пройден и есть основания для оптимизма. В ближайшее время мы рассчитываем, что экономическое положение киностудии будет постепенно выравниваться. От лица министра культуры Анатолия Маркевича хочу выразить слова признательности за активную творческую и гражданскую позицию, передать работникам студии самые добрые пожелания — оптимизма, здоровья и удовлетворения от проделанной работы», — подчеркнул он.
«Белорусская анимация, благодаря усилиям редчайших и уникальных талантов, среди которых режиссеры Игорь Волчек, Ирина Кодюкова, Елена Турова, Александр Ленкин, Ирина Тарасова, выросла в культурный феномен. Это уже сложившееся явление в белорусской, европейской и мировой анимации, что подтверждается бесконечным перечислением призов самых престижных фестивалей и конкурсов. Безусловно, на это также повлияли системы образования и производства. Я действительно влюблена в этот вид искусства, потому что анимации подвластно все, в том числе выход на постижение колоссальных вершин человеческой мысли», — подчеркнула заведующая отделом экранных искусств филиала «Институт искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы» Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН, кандидат искусствоведения, доцент Антонина Карпилова.
12 марта 1971 года режиссер-постановщик Владимир Голиков был приглашен для участия в создании первого анимационного фильма «Незнайка-поэт» под эгидой творческого объединения «Экран» на базе киностудии «Беларусьфильм». Считается, что с этого дня началось зарождение белорусской студии анимационных фильмов. Затем, с 1972 года, были созданы другие мультфильмы: «Два взгляда на одно и то же» и «Неудачник» — также в режиссуре Владимира Голикова.