(29 декабря 2018) «Кто твой Дед Мороз?» — история в дополненной реальности и краткая энциклопедия одного из главных символов Нового Года в России и странах по соседству. Грузинский Товлис Бабуа, эстонский Йылувана, таджикский Бобои Барфи, белорусский Зюзя Поозерский и еще 12 новогодних персонажей живут в специальной AR-истории.
ВНИМАНИЕ! Для того, чтобы увидеть историю «Кто твой Дед Мороз?» в формате дополненной реальности и поймать своего «деда», скачайте приложение РИА.Lab в App Store для iOS или Google Play для Android. Функция дополненной реальности (AR) работает на устройствах с ARKit (iOS) и ARCore (Android). Проверьте, установлен ли у вас ARCore.
Еще древние славяне верили в некоего мифического «зимнего старика». Правда, тогда это был не добрый новогодний дедушка, а суровое зимнее божество Морозко. Согласно поверьям, он бродил по полям и стучал посохом, вызывая трескучие морозы, за что его называли Студенец и Трескунец.
В те же древние времена в Ликии, в городе Мира (на территории современной Турции) жил реальный человек – христианский проповедник Николай. Во времена Римской империи он возглавлял запрещенную христианскую общину. Когда к власти пришел Константин Великий, который прекратил гонения на христиан, Николай стал епископом Мирликийским. Он активно продвигал христианство и боролся с ересью, слыл мудрым и справедливым. После смерти его канонизировали как Святого Николая. На латыни — Санта Клаус.
Сохранились легенды, будто святой Николай тайно подбрасывал деньги и еду в дома малоимущих семей с детьми. Позднее с распространением христианства в Европе его примеру последовали некоторые монашеские ордена: 6 декабря, в день кончины святого, священники дарили бедным детям кульки с орехами, фруктами и сладостями. А память о добром и щедром Николае долгие века хранилась и почиталась на его родине, даже после того, как вся Ликия попала под власть мусульман.
Много веков спустя, после многократного смешения народов, культур и религий, эти два образа смешались. Сейчас почти во всех фольклорах мира есть добрый и мудрый дедушка, который приходит в середине зимы (на Рождество или Новый Год) и раздает подарки. Но, несмотря на схожесть образов, новогодние старцы разных стран обладают уникальными чертами, своими культурными отличиями и особенностями.
РОССИЯ
В русской литературе Дед Мороз впервые появился в 1840 году в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович». В 1927 году Деда Мороза запретили как религиозный символ и буржуазный имперский пережиток. Целых 10 лет в СССР Новый год праздновали без Деда Мороза и елки.
Во время Второй Мировой образ Деда Мороза использовали в открытках, стихах и плакатах. Поэтому новогоднего дедушку можно назвать ветераном. Причем не только военным: в 2009 году Пенсионный фонд России присвоил Деду Морозу звание ветерана сказочного труда.
БЕЛАРУСЬ
Белорусский Дед Мороз – Зюзя Поозерский, которого мы все полюбим за одно только имя. Это невысокий старик с длинными седыми волосами и пышной бородой. Он носит теплый белый кожух, ходит босиком и с непокрытой головой.
Изначально Зюзя – не добрый вестник Нового года, а бог зимы, приносящий жуткие холода. Если он разозлится, то начнет стучать по земле своей булавой, вызывая морозы и вьюги. Поэтому белорусы задабривают Зюзю, оставляя для него в новогоднюю ночь на отдельном столе сладкие угощения.
ЛИТВА
В Литве верят одновременно в трех вестников Нового года: Санту Клауса, Сенялиса Шалтиса и Каледу Сенялиса. Самый популярный среди них – Каледу, носит белую шубу и вязаные варежки. На Рождество он приходит в окружении свиты эльфов, которые помогают ему раздавать подарки.
Каледу Сенялис живет в старинном Тракайском замке в 30 км от столицы Литвы – Вильнюса. Каждый год там проходит фестиваль «Тракай – столица Дедов Морозов». На этот праздник съезжаются сотни Дедов Морозов со всей Литвы, проводятся концерты, конкурсы, ярмарки, соревнования и командные игры. А в начале декабря из Вильнюса отправляется рождественский караван Дедов Морозов. Они путешествуют по стране и дарят подарки детям из малоимущих семей.
ГРУЗИЯ
Грузинского Деда Мороза зовут Товлис Бабуа. Он носит белую чоху (национальный грузинский костюм) и бурку, на голове у него белая шапка папанаки, а на боку – традиционный грузинский кинжал. По легенде, Товлис Бабуа живет в горах в сванской башне – высоком квадратном укреплении, какие строили на северо-западе Грузии в VIII—XVIII веках.
Товлис Бабуа приносит на Новый Год большой хурджини — мешок, украшенный бубенчиками. Этот хурджини всегда заполнен чурчхелой, гозинаками, сухофруктами и другими сладостями.
АБХАЗИЯ
В Абхазии с Новым годом жителей поздравляет Ацаа Бабаду. Вместе со своей внучкой Астыпха он каждый Новый год приплывает в Абхазию на лодке по Черному морю. Ацаа Бабаду носит белую бурку, башлык и папаху, а ходит он, опираясь на алабашьа — горный посох с железным наконечником.
КАЗАХСТАН
В Казахстане до XIX века праздновали только Наурыз – как Новый год, но весной. Поэтому своего Деда Мороза у казахов не было: откуда весной в степи морозы?
Сегодня в Казахстане отмечают оба праздника. Подарки на Новый год казахам приносит Аяз Ата, а помогает ему внучка Акшакар. Он носит синюю, серебристую или красную шубу с узорами. До города Аяз Ата добирается на лыжах или на тройке, запряженной лошадьми. По одной из легенд, его прообразом был знаменитый акын Коркыт Ата – степной поэт, композитор и автор песен.
МОЛДОВА
В 2001 году по указу президента в Молдове учредили «Академию Мош Крэчуна». Мош Крэчун в переводе с молдавского означает «Дед Рождество». В 2002 году академия заключила официальный договор с Великим Устюгом и получила право представлять Деда Мороза на всей территории Молдовы.
Мош Крэчун одет в национальные брюки ицарь и овечью кушму. Он опирается на тояг – молдавский посох из натурального дерева. Подарки Мош Крэчун вместо мешка хранит в трайстэ – плотном отрезке ткани с карманами. Разносить эти подарки ему помогают лесные звери.
ОСЕТИЯ
Осетинского Деда Мороза зовут Митын Дада. Он появился только в советское время. До него вестником Нового года был Артхурон – «Огонь Солнцевич» в дословном перевод, древнее божество огня. Сегодня о нем напоминает только традиционный новогодний артхурон — большой круглый пирог в форме солнца, внутрь которого запекают серебряную монету. Артхурон можно есть только членам семьи, посторонних им угощать нельзя. По поверью, тот, кому попадется монетка, в новом году станет богатым и счастливым. И, судя по всему, получит новую зубную коронку.
АРМЕНИЯ
Традиционный новогодний персонаж в Армении – Каханд Пап. Его всегда сопровождает внучка Дзюнанушик и 12 спутников-дергунчиков. У каждого из них дергунчиков есть двойник: аралез, фольклорный дух в виде крылатого волкодава.
Каханд Пап не только разносит подарки в новогоднюю ночь. Он – хранитель времени, следит за сменой времен года и наступлением праздников.
КЫРГЫЗСТАН
К киргизам на Новый год приходят Аяз Ата и его внучка Аяз-кыз. Аяз Ата носит белый головной убор и белый войлочный халат чапан, отделанный золотистыми узорами. Киргизы приветствуют своего Деда Мороза, угощают его национальными блюдами из мяса, которые обязательно должны быть на новогоднем столе. Обычно это манты – пельмени ручной лепки на пару, бешбармак – мясо с лапшой, кабырга – бараньи ребрышки с овощами, чучук – колбаса из конины.
ЛАТВИЯ
Латвийского Деда Мороза зовут Зиемассветку Вецитис. Он носит национальный латышский костюм: рубашку-тунику, кафтан, брюки и виллайне – теплое покрывало, которое накидывают на плечи. Все лето Зиемассветку Вецитис живет в деревне Зиемупе на берегу Балтийского моря, а на Новый год приезжает в города и дарит детям традиционные народные игрушки из дерева и ткани. Разносить подарки ему помогают гномы, по-латвийски – рукиши.
ЭСТОНИЯ
В Эстонию на Рождество на санях, запряженных оленями, приезжает Йыулувана – рождественский старец, «родственник» финского Йоулупукки. Он носит длинные волосы, белую бороду, высокую конусообразную шапку и красную куртку. Йыулувана оставляет подарки, пробираясь в дом через печную трубу, а помогают ему гномы.
АЗЕРБАЙДЖАН
Шахта Баба приходит на Новый год в Азербайджане. Он носит костюм голубого цвета, что символизирует снег и лед. В те же цвета одета его внучка Гар Гызы. По легенде, за Шахта Баба по пятам ходят герои азербайджанских детских сказок – Джыртдан (Мальчик-с-пальчик), Дамда Баджа (домовой), Пеpи (фея), а также Снежинка и разные звери.
ТАДЖИКИСТАН
Бобои Барфи вместе с внучкой Барфакраздают новогодние подарки в Таджикистане. Они приходят к детям начиная с середины XIX века. До этого в Таджикистане Новый год отмечали на полторы недели раньше – с 21 на 22 декабря, в самую длинную ночь в году.
У Бобои Барфи длинные белые волосы и окладистая борода, но лицо смуглое, а брови черные. Он носит длиннополую красную шубу и отороченную мехом красную шапку.
УКРАИНА
Святый Микола носит корону и бело-золотую ризу. В новогоднюю ночь он спускается с небес в сопровождении ангела и черта. Ангел кладет подарки под подушку послушным детям. А те, кто вел себя плохо, наутро обнаруживают лишь оставленные чертом прутики.
УЗБЕКИСТАН
Узбекского Деда Мороза зовут Корбобо. Он носит длинный красный или голубой халат и особую шапку. А его внучку зовут Коркиз, «Снежная девушка». Они живут на вершине самой высокой горы массива Чимган и каждый год спускаются в города и кишлаки на ослике, чтобы раздать новогодние подарки.