(23 января 2017) Беларусь — одна из немногих стран, где киноотрасль поддерживается государством.
Предпринимаются попытки включиться в мировое кинопространство. К сожалению, говорить об ощутимых успехах не приходится, но поиск путей вывода киноотрасли на новую орбиту не останавливается. Ответ на вопрос, каким образом белорусское кино может выйти из сложных условий, корреспондент БЕЛТА искала с первым заместителем министра культуры Ириной Дрига.
— Несколько лет назад разговор о белорусском кино сводился главным образом к обсуждению работы Национальной киностудии «Беларусьфильм». Теперь пространство для беседы значительно шире: белорусское кино — это не только киностудия. — Сегодня в стране снимают частные компании, которые, к слову, на равных участвуют в открытых конкурсах кинопроектов. Условия участия одинаковы и для основополагающего предприятия киноотрасли, каким является «Беларусьфильм», и для отдельных кинематографистов. Есть примеры, когда частные компании при господдержке создали неплохие работы. Из последнего, например, сериал «Автошкола», снятый компанией «Синетехно» при некотором участии «Беларусьфильма». Есть и полностью самостоятельные работы частных компаний. Опять же из последнего — «Party-Zan фильм». Картина Андрея Курейчика недавно была на экранах Минска и столичной области, сейчас в прокате в регионах Беларуси.
— Но режиссер сделал публичное заявление, что прокату его картины чинятся препятствия.
— Все фильмы, правообладатели которых обращаются за регистрационным удостоверением в Министерство культуры, получают его в установленные сроки. Это касается картин и для фестивального показа, и для кинотеатрального. Если говорить о «Party-Zan фильме», то первоначально правообладатель представил недоработанную версию, которая содержала пробелы, не имела титров и на которую по законодательству регистрационное удостоверение просто не могло быть выдано. Как только в Минкультуры был подан смонтированный и завершенный фильм, предназначенный для проката, удостоверение было выдано. Премьера состоялась в конце декабря 2016 года. Однако с мест стали поступать обращения, что правообладатель предоставляет в прокат версию фильма, метраж которой отличается от заявленного в госудостоверении на 1 мин. 49 сек. Видя в этом нарушение, кинопрокатные организации либо приостанавливали прокат, либо предлагали показать зарегистрированную версию. Индивидуальный предприниматель Д. Фрига, получавший удостоверение, представил в Минкультуры 6 января версию фильма, увеличенную на 1 мин. 49 сек. Поскольку добавленный фрагмент содержал информацию, которая может быть отнесена к рекламе продукции сексуального характера, диск направлен в Республиканскую комиссию по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости. Процедура полностью регламентируется законодательством, соответствует тем требованиям, которые предъявляются к любому фильму, независимо от того обращается государственный или частный производитель. И говорить о предвзятом отношении к конкретному фильму не уместно.
— Андрей Курейчик в публичном выступлении «прошелся» по «Беларусьфильму». Досталось и за «С 8 Марта, мужчины!», и за «Следы на воде».
— Фильм «С 8 Марта, мужчины!» создан белорусскими и российскими киномастерами. Он вышел в российский прокат, на территории Беларуси состоялись телепоказы. В белорусских кинотеатрах этот фильм не выходил, поскольку «Беларусьфильм» проводит переговоры с российскими правообладателями по отчислениям доли средств от проката в пользу белорусской стороны. О фильме «Следы на воде» высказывания по меньшей мере преждевременны. Производство его завершено, комиссия по приемке фильмов, в которую входят ведущие кинокритики, киноведы страны, его посмотрела, как и руководители всех кинопрокатных организаций республики. Фильм, посвященный 100-летию белорусской милиции, также оценили представители Министерства внутренних дел. Работе дали высокую оценку как одной из самых ярких и профессионально сделанных в последние годы в белорусском кино. Премьера фильма, как уже объявлено, — 21 февраля. А с 23 февраля начнется прокат по стране, прокатчики выразили заинтересованность. Говорить сейчас, не видя фильма, о его качествах, зрительском успехе либо неуспехе со стороны кинематографистов не очень корректно и не очень этично по отношению к коллегам по цеху. Если комментировать планировавшееся приглашение на проект российского режиссера, что также стало поводом для отдельных умозаключений, нужно отметить, что фильм к 100-летию белорусской милиции предполагался масштабный, с приключенческими сценами, и киностудия работала над привлечением яркой режиссерской фигуры. Одной из кандидатур был Егор Кончаловский. Никогда не рассматривался вопрос, чтобы работа Егора Кончаловского оплачивалась за счет бюджетных средств. Полагалось, что это будут привлеченные средства партнеров. Вместе с тем когда ни сам Кончаловский с его компанией, ни партнеры не выказали заинтересованности в финансировании гонорара режиссера, от его услуг было решено отказаться. Фильм был снят силами белорусской режиссерско-постановочной группы, работал режиссер Александр Анисимов.
— Можете привести цифры по возврату средств по белорусским фильмам?
— Так, о кинематографической и прокатной судьбе фильма «Мы, братья» нельзя сказать как о безуспешной. Национальный проект — фильм, который несет идеологическую и воспитательную нагрузку. Картину увидели зрители во всех областях Беларуси и в Минске, а это почти 43 тыс. человек, что является самой большой цифрой в истории проката белорусских фильмов. Доход от проката в Беларуси составил около Br80 тыс. В течение двух последних лет этот фильм идет за рубежом. Нужно иметь в виду, что белорусский рынок очень узкий. Он ограничен количеством кинотеатров, кинозалов, публики. Поэтому если и в России далеко не все фильмы окупаются, то у нас о том, чтобы окупаться полностью, речь в принципе не может идти. Вместе с тем если мы откажемся от белорусского кино, то оно исчезнет. Причем исчезнет профессиональное белорусское кино, решающее идеологические, воспитательные, эстетические задачи в русле государственной культурной политики.
— Но и сегодня у обывателя есть неудовлетворенность в отношении белорусского кино. Не так зрелищно, не так захватывает… И зритель не идет.
— Фильм «Государственная граница» посмотрели около 40 тыс. Это очень хороший результат для белорусского кино, для проектов киностудии. Вопрос: сколько еще должно в нашей стране прийти на просмотр, чтобы показатель считать высоким? Безусловно, если сравнивать с российским или американским блокбастером, где речь о других бюджетах, мы в проигрыше. Средний объем средств на один игровой фильм в Беларуси — $1-1,2 млн. У российских фильмов, например, «Батальон» и «Битва за Севастополь», бюджеты значительно выше — от $5-10 млн. Но и в России при зрелищности картин, при том количестве экранов о 100-процентной окупаемости социально значимых лент речь идет не всегда. А чего стоят рекламные бюджеты этих картин? Несравнимо. Поэтому смотрят или не смотрят белорусское кино — можно поспорить. Может быть, есть предвзятое отношение к белорусскому продукту. Картины, которые создаются по госзаказу, решают в первую очередь не развлекательные и коммерческие задачи, а идеологические и воспитательные. Наверное, никакой иностранный фильм и фильм частных организаций решать государственные задачи не будет.
— Очевидно, белорусским картинам не хватает пиара.
— Среди условий, по которым оценивается предложение на конкурсе киносценариев, — наличие плана продвижения фильмов и прогнозируемый процент возврата средств от реализации. Нужно понимать, что есть коммерческое кино и есть рассчитанное на продвижение положительного образа Беларуси. Проекты, которые ориентированы на коммерческий успех, возможно, выгодны для производителей, но что в результате? Мы же хотели бы поддерживать на конкурсе фильмы, рассчитанные на то, чтобы зритель, в первую очередь молодой, не забывал, в какой стране живет, какова история нашего государства и каков его сегодняшний день. С производителей и прокатчиков задача по масштабному показу фильмов не снимается. Конечно, кино не должно ограничиваться только белорусским рынком, а стараться выходить и на зарубежный, прежде всего на российский и русскоговорящих стран. Однако пробиться туда непросто.
— Копродукция в кино существует во всем мире. Возможно, стоит пойти по такому сценарию?
— Есть путь создавать совместные проекты с россиянами в расчете на реализацию затем на каком-то телеканале. Но тогда возникает ситуация, что российские продюсеры диктуют правила игры. Они предлагают свои сюжетные повороты, в главных ролях видят российских актеров, приглашают работать российских режиссеров, а если белорусских — то под контролем российского сопродюсера. В результате белорусское кино теряет свое лицо. Да, это будет добротно созданный сериал, комедия или мелодрама. Но, к сожалению, без привязки к белорусским реалиям. Нужно делать выбор в пользу того, чтобы, с одной стороны, существовало и развивалось национальное кино как явление искусства, а с другой — кино, которое воспринимает зритель. И это должно быть кино, посмотрев которое, зритель сможет гордиться своей страной, ее прошлым, настоящим, и через него будет иммунитет против тех трактовок нашей национальной истории, которые допускаются в некоторых зарубежных фильмах. Если мы не предложим кино, отражающее белорусский взгляд на нашу жизнь, зритель выберет иные фильмы. Как он будет относиться к своей стране, во многом зависит и от тех фильмов, которые смотрит.
— Фильм «Господин «Нет» об известном дипломате Андрее Громыко, предположительно, станет совместной работой белорусских и российских киномастеров.
— Этот проект планируется создавать на киностудиях «Беларусьфильм» и «Ленфильм». Сегодня ведомства культуры Беларуси и России прорабатывают вопросы возможности реализации такого проекта. Будем вносить предложение в Постоянный комитет Союзного государства, чтобы начать реализацию проекта в 2018 году. Сериал «Господин «Нет» должен стать серьезной исторической работой, подходим к ней очень внимательно, дабы личность Андрея Громыко показывалась прежде всего как уроженца Беларуси, нашего известного земляка. Идет работа профессионалов над сценарием.
— Ирина Владимировна, в телеэфире одной из программ вы озвучили тему поддержки «Беларусьфильма» таким образом, что именно он должен стать площадкой для съемок картин — победителей конкурсов кинопроектов.
— Государство будет поддерживать кинокомпании разной формы собственности, потому что для нас приоритетом являются качественные и по содержанию, и по уровню исполнения кинофильмы. Имея, порой, хорошую идею и сценарий, не всегда картины по техническому исполнению соответствуют высоким требованиям, не всегда они могут прокатываться в кинотеатрах на современной аппаратуре либо быть востребованными на телевидении. Поэтому, сохраняя возможность господдержки компаний любой формы собственности, чтобы фильм, созданный с господдержкой, имел гарантированно высокое качество и проходил соответственный технологический контроль, технологические услуги будут оказываться на киностудии «Беларусьфильм». Она единственная в стране имеет завершенный цикл фильмопроизводства и профессиональное современное оборудование.
— Известно, что на «Беларусьфильме» уже идет работа над альманахом дебютных работ молодых режиссеров.
— Он запущен в производство. Что касается съемок, то они запланированы в разный период времени, поскольку требуют зимних и летних планов. В сентябре 2017 года этот проект будет завершен. Это как раз пример хорошего симбиоза, когда молодые режиссеры, авторы сценариев имеют возможность реализовать свой проект не просто при господдержке, но в хороших профессиональных условиях. Завершается работа над фильмом «Держись за облака». Его киностудия вынуждена была отложить из-за замены актера, а это потребовало пересъемок на натуре в разные поры года. В зимнее время съемки уже прошли. Весенне-летние впереди. Финальная серия — новогодняя, и, наверное, уместно начать показ сериала таким образом, чтобы завершить к новому году. Все проекты, которые начинались в конкурсе 2015 года, завершены. Сейчас в производстве киностудии «Беларусьфильм» пять игровых проектов, около 10 неигровых, а также анимационные разных жанров. Есть и патриотическое кино, и боевик, и мелодрама. Говоря о мультфильмах, в первую очередь хочется отметить анимационный мюзикл «Звезды седьмого неба». В неигровом кино создаются социально значимые фильмы, посвященные юбилейным датам нынешнего года, например, 500-летию белорусского книгопечатания или 135-летию Янки Купалы, и авторские кинофильмы, рассчитанные на фестивальный показ.
— Ирина Владимировна, есть ли киноидея, которая пока не нашла своего воплощения?
— Это национальный исторический фильм. Должен быть сложный проект, начиная со сценария и завершая техническим и творческим воплощением, требующий многих ресурсов. Министерство культуры готовит материалы для организации предпитчинга, хотим на уровне идей послушать авторов, кинематографистов. Львиная доля тем, которые мы предлагаем для участия в предпитчинге, — связанные с историей Беларуси от древних времен до современности, до периода новейшей истории.