(14 сентября 2015) Анонсированный европейской стороной новый вариант участия Беларуси в программе ЕС «Восточное партнерство» (ВП) может оказаться не слишком интересным для Минска в экономическом плане и рискованным во внешнеполитическом.
Брюссель разрабатывает новый тип соглашений с Беларусью и Арменией, сообщил глава внешнеполитического ведомства председательствующего сейчас в ЕС Люксембурга Жан Ассельборн.
Судя по всему, новый формат будет значительно менее обширным, нежели изначально заложенные в концепцию ВП соглашения об ассоциации.
Итак, в Европе, похоже, осознали, что ВП в его нынешнем виде нежизнеспособно. И решение изменить формат для Беларуси было вполне ожидаемым. Более того, если вспомнить все те кардинальные противоречия, которые регулярно возникали у объединенной Европы с официальным Минском на протяжении почти семи лет участия последнего в программе, то вызывает некоторое удивление, что для подобного решения потребовалось так много времени.
Было бы странно сохранять общую рамку для шестерки партнеров в ситуации, когда Грузия, Молдова и Украина, преодолевая огромные внутренние трудности и колоссальное противодействие Москвы, все же пытаются двигаться в европейском направлении, в то время как Минск по-прежнему ориентирован прежде всего на восток.
Практически с самого начала было видно, что подходы сторон к программе ЕС принципиально различны. Евросоюз ставил целью осуществить максимально возможное сближение без членства с шестью постсоветскими государствами — как в политической, так и в экономической сфере.
Но для этого от партнеров требовалось проведение очень серьезных реформ, к чему, в частности, белорусские власти были категорически не готовы. Они рассчитывали получить определенные материальные преференции, не идя при этом даже на малейшие уступки в своей внутренней политике.
В частности, уже через год после старта программы, когда начальная эйфория сошла на нет, по поводу возможных послаблений весьма откровенно высказался тогдашний министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов. В интервью польскому радио он заявил, что, поскольку в сотрудничестве с Европейским союзом имеет место взаимный интерес, Беларусь не намерена выполнять какие-либо предварительные условия, в том числе относительно развития демократии в стране.
Президентские выборы 2010 года и вовсе отбросили отношения с Европой настолько, что и поныне полностью восстановить их прежний уровень так и не удалось. И хотя определенные позитивные сдвиги произошли, решение Брюсселя переиграть формат представляется логичным.
К слову, нынешний министр иностранных дел Владимир Макей открытым текстом заявил в мае в интервью «Вашингтон пост»: «На этом этапе, я буду говорить откровенно, мы не готовы к тому, чтобы говорить о тесных отношениях с Европейским союзом в виде заключения соглашения об ассоциации, например».
Без льгот неинтересно
В свете этого возникает естественный вопрос, каким станет теперь взаимодействие между нашей страной и Европой, будет оно осуществляться в многостороннем формате в соответствии с первоначальными замыслами ВП либо по-прежнему преимущественно на двусторонней основе. А также, самое главное, что Минску перепадет.
По словам того же люксембургского министра, сейчас идет поиск системы, «при которой не рушились бы все мосты», то есть некого менее фундаментального варианта, нежели соглашение об ассоциации. Пользуясь спортивной терминологией, следует признать, что Беларусь наряду с Арменией собираются перевести во вторую лигу.
Что касается подробностей, то пока, похоже, речь можно вести лишь об отсутствии в новом соглашении таможенных льгот. Собственно, по умолчанию это было ясно давно, ведь Беларусь стала членом Евразийского экономического союза, а высокопоставленные представители ЕС еще в процессе обсуждения соглашения об ассоциации с Украиной в один голос утверждали, что одновременно состоять в двух зонах свободной торговли не получится.
Но если от Европы не будет льгот, то белорусское руководство лишится одного из своих главных стимулов к участию в ВП.
Кроме того, в результате российской агрессии против Украины у Минска могут быть обоснованные опасения, что Москва, находящаяся в остром противостоянии с западными странами, не согласится терпеть даже ослабленный вариант соглашения между Минском и Брюсселем.
У Кремля сейчас слишком мало союзников, поэтому он будет готов пойти и на резкие шаги, дабы сохранить влияние. В первую очередь путем как можно более глубокого втягивания в свои авантюры. В пользу такой гипотезы говорит, в частности, недавняя реанимация идеи создания в Беларуси российской военной авиабазы.
Не исключено, что такого рода соображения подтолкнут белорусский режим к тому, чтобы использовать перевод в «низшую лигу» ВП в качестве предлога для окончательного выхода из программы. Тем более что, вопреки надеждам белорусского руководства, Брюссель до сих пор так и не продемонстрировал готовности ответить на освобождение политзаключенных посредством хотя бы явно ожидаемой отмены санкций.
В итоге и без того далеко не четкие перспективы сближения Беларуси с Европой станут еще более туманными. Под сомнением может оказаться даже тот едва ли не единственный пункт, по которому до последнего времени наблюдался прогресс — смягчение визового режима.