(4 сентября 2015) Художественное наследие и семейный архив Константина Гедды возвращены из Аргентины в Могилев.
Об этом сообщила корреспонденту БЕЛТА заместитель директора Могилевского областного художественного музея им. П.В. Масленикова по научной работе Светлана Строгина. Дочь художника Ирина Гедда в своем устном завещании попросила передать в Могилев работы отца, личные вещи и семейный архив. Она умерла в Аргентине в 2012 году. А в 2013-м посольство Беларуси в Аргентине начало отправлять в адрес художественного музея посылки с документами из семейного архива мастера, его личными вещами, художественными работами. Последняя дипломатическая почта пришла в 2015 году. В итоге в фонды музея поступило более тысячи различных экспонатов. «К сожалению, полученное нами наследие хранилось не в надлежащих условиях, поэтому специалистам предстоит немало поработать по его реставрации, прежде чем показать людям. Архивные материалы семьи проливают свет на жизнь и творчество художника, а его личные вещи рассказывают об увлечениях мастера, имя которого для могилевчан практически возвращено из небытия. Правда, мы также надеялись получить хотя бы одну-две работы из этапного наследия Гедды, но пока этого не случилось. Может, такой подарок судьба преподнесет нам позже», — выразила надежду Светлана Строгина. Имя художника Константина Гедды, жившего в Могилеве в довоенные годы, известно ценителям искусства, которые видели его работы в художественном музее. Небольшие этюды и наброски отражают жанровые, тематические сцены из жизни Могилева, белорусских крестьян и аргентинских ковбоев-гаучо. На акварелях красуются и статные лошади, которых особенно любил изображать Константин Николаевич. Для историков и краеведов представляет интерес работа, на которой изображен Иосифовский кафедральный собор. Зал Константина Гедды действует в музее с 2008 года. Его открытию предшествовала персональная выставка художника: 84 творческие работы поступили десять лет назад в дар из Аргентины от дочери мастера. «Константин Гедда, несомненно, талантливый художник. Он занимает особое место в истории искусства Беларуси, особенно в области анималистического жанра (изображение животных), — считает Светлана Строгина.- В областном краеведческом музее находятся рисунки Гедды небольшого формата, но они ценны изображением с документальной точностью Могилева конца 1920 годов: «Вид старого города с моста», «Вид на синагогу», «Вид резных ворот», «Городской пейзаж» и другие». Константин Гедда родился в 1981 году в Вильне. С переездом семьи в Могилев обучался в Александровском реальном училище, затем брал уроки в частной художественной школе М.Д.Берштейна в Санкт-Петербурге, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После его окончания в 1918 году он вступает в профессиональный союз художников-живописцев Москвы «Сожин». В связи с наступившим голодом Гедда вернулся в знакомый Могилев, где и осел более чем на два десятилетия. Вначале он работает педагогом, а затем посвящает себя творчеству. Известно, что в годы войны художник зарабатывал на хлеб иконописью, выполняя работы для храмов. В 1944 году с военными беженцами семья Гедды вначале оказалась в Праге, затем в Австрии. Поиски лучшей доли в 1948 году приводят семью Гедды в Аргентину — в провинциальный городок Сан-Исидоро, где он работал и творил до последних своих дней. Художник, творчество которого состоит из двух периодов — могилевского и аргентинского — ушел из жизни в марте 1977 года.
Источник: Белта