(19 марта 2015) Свадебные обычаи.
В свадебных обычаях и обрядах белорусов отражались формы семьи, правовые нормы, моральные ценности и идеалы, а также постоянные контакты с соседними народами. Белорусская национальная свадьба – глубокий колодец мудрости, таинственности, глубокого почитания тех ценностей, что оставили нам предки. Всю белорусскую свадьбу условно можно разделить на несколько частей: сватовство, предсвадебные обряды, сама свадьба (застолье проводилось первый раз в доме молодой, во второй раз – в доме молодого), послесвадебная обрядность.
Свидетельством наступление совершеннолетия у молодых людей служила такая традиция: парень, которому исполнилось шестнадцать лет, должен был пожертвовать рубль старшим парням. Таким образом, они принимали его в свой круг. Если молодой человек не совершал этот обряд, то и не имел права свататься и жениться. Парни, приняв товарища в свой круг, ходили по улицам с песнями, шутками и плясками. Обычно это было вечером. Девушки же в этот момент принаряжались, украшали свои головы цветами и «каясніками». Они уже, согласно традициям, имели право ходить на «гулянні», «вячоркі» и сборы, где и начиналось знакомство молодежи. Зимой на «вячоркі» девушки собирались у кого-нибудь в доме и занимались рукоделием. В более позднее время в тот же дом приходили и парни, после чего начинались песни и танцы. Летом молодежь собиралась на берегу реки, озера или на лугу, на лавочке возле дома. До самой глубокой ночи молодые люди смеялись, пели песни, шутили. Очень большую возможность для сближения парней и девушек давали различные праздники (календарные праздники и обряды).
У белорусской нации случаи вынужденного вступления в брак были более редкими, чем у других славянских народов. Очень часто в белорусских населенных пунктах шло разделение жителей на богатых и бедных, таким образом, и молодые люди делились на две группы. И свадьбы между разными социальными слоями бывали очень редко.
Период свадеб у белорусов обычно начинался осенью, когда все сельскохозяйственные работы были завершены. В это время начинали ходить свататься, обычно после двадцать шестого сентября («Святы Багуслаў дружкі разаслаў»), а заканчивались сваты после двадцать шестого октября («Да Змітра дзеўка хітра, а па Змітры – хоць яе вытры»). Девушкам, к которым сваты не пришли, приходилось расстаться со своей мечтой выйти замуж на целый год.
Сватовство в Беларуси
Сватовство совершалось обычно во вторник, четверг и субботу. В сваты ходили компанией в три-пять человек. Чаще всего родной и/или крестный отец, дядя, брат жениха, иногда его мать или другая близкая родственница, очень редко – сам жених. Если сватались к невесте, которая жила в той же деревне или городе, где жениха все знали, то он не присутствовал на сватах. Отказ сватам хоть и не считался большой бедой, но был очень неприятным моментом для семьи жениха. По этой причине старались как-то заранее рассмотреть отношения между молодыми людьми, отношения обеих семей, чтобы предвидеть исход обряда сватовства. На Витебщине перед тем, как идти свататься, на ночь клали во двор кусок хлеба: если хлеб был целым – это предвещало хорошее сватовство, а если его погрызли мыши или другие животные – обряд откладывали на более благоприятное время. На территории Полесья перед обрядом сватовства проводили еще один обряд: «пасылалі ў пярэпыты», чтобы быть уверенными в том, что родители невесты настроены дружелюбно и примут посланников жениха. Сваты приносили с собой и угощения: водку, каравай, мед и т.д. Если девушка замечала сватов, то тут же уходила в другой дом или на улицу, откуда ее приглашали после достижения согласия с обеих сторон и обсуждения деталей. Очень распространенной на территории Беларуси была традиция, согласно которой просили сначала руку старшей дочки, если их в семье было несколько.
Разговор между сватами и родственниками молодой происходил обычно в игровой форме: «мы купцы, ці няма ў вас тавару?», «ці няма ў вас цялушукі, у нас ёсць добры бычок» и т.д. Родители невесты, смотря по обстоятельствам, соглашались или отказывали сватам. В случае согласия, в дом приглашали девушку и спрашивали ее мнение, тем самым, давая формальное право, решить свою судьбу. Невеста обычно подчинялась родительской воле и говорила: «Як бацька з маці хочуць, то ўжо пайду». Символом согласия и договоренности между сторонами, было распитие бутылки, которую приносили сваты. Также эту бутылку обвязывали поясом, насыпали вовнутрь зерно. А сват подвязывался соломенным скрутком, «маладых было лягчэй разам спутаць». В случае удачного завершения сватовства этим скрутком перевязывали молодого, давая ему понять, что исход дела удачный. Если сватам отказывали, то скруток разрывали и выкидывали по дороге. При отрицательном исходе дела, сваты имели право забрать все привезенные подарки. Иногда, выходя из дома переборчивой невесты, тут же шли в дом к другой. Сват, раздосадованный отказом, мог по дороге назад разбить бутылку о ворота, чтобы девушка никогда не вышла замуж.
При разговоре сват пытался как можно лучше описать дом и качества будущего жениха, чтобы как можно больше выторговать приданного. После удачного сватовства он просил подарок для жениха – залог согласия. Во многих местах в тот же день организовывались и «запоіны «.
Помолка в Беларуси
С момента сватовства для семей жениха и невесты начинались постоянные хлопоты. В скором времени, семьи жениха и невесты собирались на «заручыны» (замовіны, вялікія запоіны, лад), где велись окончательные разговоры о дне свадьбы, о количестве гостей и т.д. На «заручынах» невеста делала подарки своякам жениха, а жених – невесте. В этот день к невесте приходили ее подружки и откусывали хлеб, чтобы быстрее замуж выйти. На этом же празднике очень часто молодых отводили в камору, где они могли побыть вдвоем. Также между молодыми существовала традиция на «заручынах» — обмениваться медными колечками. В Минской области была популярна традиция, когда на «заручынах» присутствовали только женщины: своячки невесты и жениха, их крестные. Будущие невестка и свекровь обменивались подарками.
Девичник в Беларуси
Очень важной традицией являлась традиция прощания невесты со своими незамужними подругами – «суборная субота». Чаще всего этот обряд совершался в субботу накануне свадьбы. Подружки готовили свадебный головной убор невесты – венок, также плели украшения из цветов для себя и друзей молодого. Перед тем, как приступить к работе, девушки обязательно просили благословления у родителей невесты. Особенно внимательно и скрупулезно начинали плести свадебный венок, потому что по народным суждениям от этого зависела судьба невесты. Девушки старались сплести венок ровным, круглым, тугим и ярким. Жених с друзьями приходил обычно под вечер, но в дом не заходил, а останавливался в сенях. Шафер передавал от жениха невесте подарки, и только тогда жениху разрешалось войти. Девушки прикрепляли жениху к шапке веночек из руты или из бумажных цветов, после чего жених должен был выкупить невесту у ее подруг, для чего давал им по несколько копеек. После этого молодые обходили вокруг стола три раза (весьма часто в свадебных традициях белорусского народа фигурировало число три). Весь вечер в доме не смолкали песни и пляски. Реже такие же вечера проводились в доме жениха, так называемые мальчишники.
Каравай – начало свадьбы!
Признаком начала свадьбы являлась выпечка каравая. Каравай пекся и в доме жениха и в доме невесты, чаще всего только замужними женщинами, а незамужние девушки его украшали. Старшая каравайница просила у родителей молодых благословления перед каждым действием выпечки. Также весь процесс сопровождался песнями, которых было великое множество:
— Старшая каравайніца
Не ў бяседзе сядзела,
Па пасаддзю хадзіла,
Кветку-каліну ламіла,
Каравая радзіла.
Очень часто на каравай молодой сверху прикреплялась утка из теста, а на каравай молодого – гуся, вокруг этих фигурок клали яйца – символ деторождения у белорусов.
Автор: Марина Мархель-Кокашинская